Татьянин День ликуй, студент!

Кто и зачем это сделал?
Московский университет создали три человека: императрица Елизавета Петровна, вельможа и фаворит императрицы Иван Иванович Шувалов и не нуждающийся в представлениях Михаил Васильевич Ломоносов, чье имя носит университет.
Идея создания университета возникла у Ломоносова еще в 1740-е годы.
Хрестоматийное «Науки юношей питают…» было написано им в «Оде на день
восшествия на всероссийский престол ея величества государыни императрицы
Елизаветы Петровны, 1747 года», за восемь лет до открытия университета. Отчего
же вместо приличествующих случаю восхваления государыне Ломоносов воздавал
хвалы наукам? Необыкновенно прозорливый не только в научном, но и в
специальном плане Ломоносов ясно видел проявившуюся к
тому моменту необходимость подготовки кадров для государства, его растущей промышленности и науки. В России того времени уже было несколько высших учебных заведений, но все – специальные, готовившие духовных лиц, инженеров и военных. Между тем, настала необходимость в людях широко образованных, знающих основы философии, законоведения, способных работать в растущем государственном аппарате.
В 1754 году Ломоносов разработал и представил И.И.Шувалову проект Московского университета. Кто такой был этот Шувалов, и почему именно к нему обратился Ломоносов? Словосочетание «фаворит императрицы», автоматически воспринимаемое во фривольном смысле, рисует образ человека избалованного, никчемного и далекого от каких бы то ни было наук. Этот образ не имеет ничего общего с фигурой Ивана Ивановича Шувалова. «Узнав, что вам всего двадцать пять лет, не мог не надивиться глубине и разнообразию ваших познаний», – писал Шувалову Вольтер. Восхищение великого француза разделяли и соотечественники, постоянно отмечавшие высокую образованность Шувалова. И это закономерно -ведь Шувалов учился у самого Ломоносова. Воспоминания современников свидетельствуют, что он был частым гостем у Михаила Васильевича, наблюдал его научные опыты, конспектировал риторику. Так что именно Шувалов оказался тем, пожалуй, единственным человеком, который не только понимал и разделял идею Ломоносова, но и мог представить эту идею государыне, а главное — добиться ее воплощения в жизнь.
Шувалов сумел убедить Елизавету в необходимости создания университета. Убедить столь хорошо, что Елизавета взяла университет под свою опеку не на словах, а на деле и даже предусмотрела выделение «довольной суммы денег, дабы ни в чем и никакого недостатка быть не могло». Вскоре указ императрицы об учреждении университета («где бы люди всякого звания могли свободно пользоваться наукой») был утвержден Сенатом. Сам указ императрицы содержал много любопытных для нас сведений. Так, он пояснял, что Москва наиболее удобна для организации университета ввиду ее центрального положения, дешевизны жизни и большого числа живущих в ней дворян и разночинцев. Пользу от основания университета правительство видело в том, что «он даст возможность в других городах завести училища, от которых в простом народе суеверия, раскол и тому подобныя, от невежества происходящие ереси истребятся». В задачу университета входила подготовка квалифицированных русских учителей. О принятой тогда практике домашнего воспитания в высочайшем указе было сказано: «В Москве, у помещиков, находится на дорогом содержании великое множество учителей, большая часть которых не только наукам обучать не могут, но и сами к тому никаких начал не имеют. Многие не сыскав себе хороших учителей, принимают таких, которые всю жизнь провождали парикмахерами, лакеями, кучерами и иными подобными ремеслами». Легко предположить, что указ, подписанный государыне, создавался с прямым участием Шувалова, проводившего в жизнь идеи Ломоносова. Шувалов стал первым куратором-попечителем университета и навсегда вошел в историю как «министр новорожденного русского просвещения» (С.М.Соловьев)