Семинар-практикум “Игра”

В своих игровых действиях с предметами он воспроизводит то, чему научился, подражая взрослым. В этот период ему нужна такая игрушка, с помощью которой он мог бы отображать то, что ему близко, хорошо знакомо. Впечатления у ребёнка, полученные в повседневной жизни, достаточно обширны, и поэтому он чаще начинает отображать в своих играх не только какое-то одно определённое действие с данной игрушкой, но и действия с разными предметами, логическими связанными между собой (куклу сажает в коляску и везёт её, игрушечную посуду ставит на стол и т.д.).
Создаем условия
Принцип раннего развития очень прост: необходимо создавать такие ситуации, в которых дети могли бы напрягать свои умственные способности. А моделировать их можно всегда, даже занимаясь обычными домашними делами.
В этом возрасте у детей меняется отношение к миру предметов. Раньше они просто были объектами манипулирования, теперь же они становятся вещами, имеющими определенное назначение и способ употребления. А вот это как раз то, что нам надо! Направьте «предметное» действие в нужное русло, – тогда вы сможете помочь малышам в умственном развитии.
В игре и общении с ребенком сначала необходимо сделать безопасной среду.
Для начала проверьте стулья на устойчивость, гардины и этажерки – на крепость, а также посмотри не прижмут ли двери и дверцы детские пальчики… Можете даже сесть на пол и посмотреть на интерьер с точки зрения малыша. Уберите в острое, колючее, бьющееся.
Непременное условие для полноценных занятий – хороший эмоциональный настрой. Не страшно, если вы что-то не доделаете, а вот если начнете обучать слишком старательно, не замечая, что малышам не интересно, – получите обратный эффект: запрограммируете в них нежелание учиться.
Создавайте проблемные ситуации!
1. Закатите мячик под стул – ребенок должен додуматься, что стул необходимо обойти.
2. Меняйте скорость и направление движения, когда малыш топает за вами, – такая ходьба поможет ему понять, что, только совершив те или иные действия, можно добраться до предмета.
3. На глазах малыша положите игрушку под коврик – пусть он потрудится, чтобы эту игрушку достать.
Создайте такую «среду обитания», которая позволила бы маленькому человечку включиться в активную деятельность.
Например, если малыш разорвал книжку и побросал обрывки на пол, вовлеките его в игру «Кто быстрее уберет», а потом вместе вынесите мусор (у вас – большое ведро, у малыша – поменьше).
В другую полезную для развития игру можно поиграть, когда вы вместе будете вытирать пыль. Протирая игрушки, попутно обращайте внимание малышей: «Смотрите, здесь машинки – одна, две, три…» Или осваивайте понятия «вверху» и «внизу»: «Я вытираю вверху, а ты – внизу».
Как вы считаете, сколько игрушек – много или мало – должно быть в группах? (ответы педагогов).
Помните, что если вокруг детей слишком много игрушек, то их количество подавляет ребенка и ему очень трудно сосредоточиться на чем-то одном. Лучше всего ребенок играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. Здесь хороши предметы заместители, например кусок дерева или коробка, которые могут преобразиться в сказочный дом или чудесное озеро. Ребенку будет куда интереснее играть с ним, чем с дорогими игрушками из магазина.
Помните, избыток игрушек рассеивает внимание детей. Лучше всего для игры предлагать разнообразные предметы – жесткие и мягкие, грубые и нежные, тяжелые и легкие, развивая тем самым его тактильные ощущения. Ребенку интересно все, что его окружает. Он их трогает и ощупывает, рвет и бросает – все это говорит о его растущей любознательности и творчестве.
При этом помните, что ребенку скучно долго играть с готовой игрушкой. Она не представляет для него ценности, если он не может что-то делать с ней руками и приспособиться в соответствии со своим воображением.