АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

3.1 ОСНОВНЫЕ  ЛИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Стихотворение — лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами, пе­редающее чувства, мысли, эмоции лирического героя. (Напри­мер, стихотворение А.А. Блока «Россия», А.А. Ахматовой «Му­за» и др.)

Элегия — жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму. Основные вопросы, раскрываемые в элегии: смысл жиз­ни, человеческого существования, место поэта в мире, философ­ские раздумья (например, элегии А.С. Пушкина «Погасло днев­ное светило…», «Безумных лет угасшее веселье…», А.А. Ахма­товой «Мартовская элегия» и др.).

Стансы — в русской поэзии XVIII — начала XIX века произ­ведения элегической лирики (чаще медитативные, реже любовные), написанные обычно четверостишиями, чаще всего четырехстопным ямбом (например, стансы А.С. Пушкина «В надежде славы и добра…»).

Эпиграмма — в переводе с греческого epigramma означает «надпись»: 1) небольшое лирическое стихотворение в античной литературе, написанное на произвольную тему элегическим до. стихом; 2) небольшое по объему сатирическое стихотворение, построенное, как правило, на контрасте (например, эпиграмма А.С. Пушкина: «Змея ужалила Маркела». / — «Он умер?» — «Нет, змея, напротив, околела!» и др.).

Сонет — лирическое стихотворение, состоящее из четырна­дцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета); в катренах повторяются только две риф­мы, в терцетах — две или три. Расположение рифм допускает различные варианты (например, сонет Н.С. Гумилева «Как кон­квистадор в панцире железном…» и др.).