Концепция программы

Качественное отличие Тугуро-Чумиканского района от других районов Хабаровского края определяется национальным составом населения; оно более чем наполовину относится к КМНС, а все поселения – к местам их компактного проживания, где социальная, экономическая и природохозяйственная деятельность должны быть подчинены особым законам федерального и краевого уровня. Отнесение подавляющей части района к местам компактного проживания КМНС, определяет и некоторые дополнительные требования к развитию территорий, наделенных таким статусом.

Главное условие или требование, исходящие из международных обязательств России перед мировым сообществом – это содействие развитию КМНС и мест их компактного проживания. Россия, как государство и Хабаровский край, как государственный уровень управления обязаны обеспечивать достойное социально-экономическое развитие Тугуро-Чумиканского района. Неустойчивые процессы экономического развития и деградация социального развития, о которых сказано выше – это результат ненадлежащего выполнения международных обязательств российских законов, и Россией, и Хабаровским краем. Это означает, что устранение такого положения – это главная задача социально-экономического развития района на длительную перспективу. Более того – это центральная идея миссии, которую несет, и в ближайшие годы будет нести район. Тугуро-Чумиканский район должен стать модельным районом решения проблемы КМНС на основе сочетания принципов государственного патернализма и развития самодеятельности местного населения. Это наилучшая в Хабаровском крае «площадка» для постановки и решения в опытном режиме такой сложной задачи как сохранение образа жизни, самоидентификации, занятости и культуры эвенков. В этом случае «прочее» население и «прочая» экономика района являются хотя и важными, но всё же одним из моментов для решения указанной задачи.

Основными направлениями реализации указанной миссии являются:
• борьба с бедностью (нищетой) населения, повышение уровня и качества жизни, доведение доли бедного населения в стратегической перспективе (10 лет) до 18-20% против 58,8% в настоящее время;
• качественные преобразования в социальной инфраструктуре: полная реализация прав детей на среднее образование, развитие структур профессионального образования, развитие здравоохранения, объектов культуры;
• рост экономики традиционных отраслей и рост занятости населения в традиционных отраслях экономики; помощь и поддержка национальных предприятий;
• содействие развитию личного подсобного хозяйства населения, малого бизнеса и местной кооперации населения;
• рост производства в нетрадиционных отраслях экономики; обеспечение участия местного населения в производстве; частно-государственное партнерство; обеспечение постоянной транспортной связи населенных пунктов с райцентром;
• развитие культурной автономии КМНС, сохранение традиций, реорганизация местного самоуправления под задачи национального развития.

При анализе социально-экономического положения района определено, что наиболее острой и важной проблемой КМНС (следовательно, и всего района) является бедность (и даже нищета) населения. Очень важно подчеркнуть, что между уровнем жизни местного населения и заработной платой в производственной сфере имеется разрыв. Рост производства достаточно опосредованно влияет на уровень доходов населения. Поэтому, не снимая с повестки дня развитие экономики района, необходимо на первое место ставить задачи социального характера, среди которых снижение бедности населения находится на первом месте.

Вырвать из нищеты значительную часть населения – это не только, а сегодня уже не столько, задача самого человека (и его семьи), но и государства также. В районе, прежде всего, население КМНС находится в нищенском состоянии: без средств к существованию, без достаточного образования, без профессии, без возможности выехать в другие районы России, при значительных деформациях ценностей и определения смысла жизни (следствием которых является алкоголизация населения). Поэтому решение социальной задачи, то есть борьбы с нищетой, требует привлечения ресурсов всех уровней российских бюджетов, а возможно и инвестиций из-за рубежа. При этом важно сформировать прецедент реального повышения уровня и качества жизни населения КМНС, как основы новой нарождающейся парадигмы взаимоотношений государства и аборигенного населения не только в районе, но и в других регионах России.