Как описать свой опыт работы

Часть 5
Любое описание начинается с вступления, для которого характерно своё содержание.
Упражнение «Из чего же, из чего же…»
Цель: научить моделировать вступление
Ход: каждый участник из полученных карточек выбирает необходимое для своего вступления и моделирует последовательное изложение материала
• эпиграф;
• актуальность темы для педагога, воспитанников, для дошкольного учреждения и всей системы дошкольного образования или в целом для улучшения качества дошкольного образования;
• анализ рассмотрения данной проблемы в методической, научной литературе;
• определить степень новизны в рассмотрении проблемы;
• целесообразно проанализировать предшествующее состояние дел;
• выделить основные причины неудач в работе педагога;
• дать характеристики детей группы, их развитие;
• важно отметить, в каких условиях складывается опыт;
• не потребовали ли полученные результаты слишком больших затрат времени и усилий воспитателя в ущерб другим сторонам и направлениям работы;
• что в опыте обусловлено индивидуальностью педагога, а что может иметь общее значение.

Часть 6
В основной части описания формулируются цели и задачи, раскрываются пути решения проблемы, приводятся примеры методов и приемов, используемых педагогом в работе с дошкольниками, родителями, коллегами.

Упражнение «О самом главном»
Цель: научить определять основное содержание опыта
Ход: участники из ранее описанных карточек моделируют основную часть описания опыта вместе с приложением к основной части

При этом всегда важно помнить: недостаточно показать, что и как делал педагог, важно определить, почему таким образом действовать лучше и как это влияет на развитие ребёнка.
Кроме того, необходимо установить, каким путем достигнуты более высокие результаты, какие методы, приемы, средства, формы работы использовались, каковы система и логика работы автора педагогического опыта.
Необходимо показать достижения и неудачи, чтобы была видна динамика описываемого опыта. Очень важны конкретные примеры, доказывающие его результативность. Чтобы опыт мог быть использован другими, излагать его нужно полно и чётко.
Выводы должны раскрывать объективные связи между специфическими способами работы данного педагога, обусловленной ими деятельностью детей и педагогическими результатами.