Как описать свой опыт работы

Часть 3
Любой документ, в том числе и описание опыта, начинается с титульного листа.
Упражнение «Титульный лист»
Цель: научить оформлять титульный лист
Ход: каждый участник получает чистый лист формата А4, под диктовку ведущего начинает моделировать титульный лист по его указанию:
• место и год описания опыта (в нижней части по центру);
• тема опыта (по центру);
• полное название детского сада, в котором работает автор опыта (в верхней части страницы);
• ФИО педагога, должность (ниже справа);
• другое (рисунок, символ, определяющий главную идею темы).

Часть 4
Исключительно важно при описании опыта представить его в виде целостной структуры. На этом этапе руководители детского сада должны осознать, что целостная структура у любого педагогического опыта объективно существует. Угадать, понять, почувствовать, увидеть эту структуру – большая исследовательская удача того, кто занимается обобщением и описанием ПО.
Если рассматривать опыт в аспекте деятельностного подхода, его можно описать в такой структуре: мотив – цель – содержание – формы – методы – условия – критерии – результат.
С учётом возрастного аспекта детей может быть выделена следующая структура: образовательная работа с младшими дошкольниками, с детьми средней, старшей и подготовительной групп.
В любом целостном опыте все эти структуры реально существуют, хотя та или иная обычно доминирует. Оценка опыта работы педагога или группы педагогов с позиций той или иной структуры позволяет, во-первых, «высветить» слабые места конкретного опыта, во-вторых, видеть опыт всесторонне и взаимосвязано и, в-третьих, познавать опыт со всех сторон, углублять и расширять знания о нём, приближаясь к идеальному уровню.
Упражнение «Разложи по полочкам»
Цель: научить структурировать материалы из опыта работы
Ход: участники моделируют составляющие структуры опыта
• информацию о педагоге;
• теоретические обоснования темы;
• основная цель и задачи решения поставленной цели;
• описание программно-методической основы организации образовательного процесса;
• описание взаимодействия с детьми в рамках основных видов деятельности;
• описание взаимодействия с родителями;
• описание взаимодействия с педагогами;
• организации среды развития;
• отражение результативности;
• определение перспектив;
• приложение.